19 марта 2025

Интервью с автором мистического триллера "Верь/не верь" Инной Борисовой


Инна Борисова родилась в Иркутске, рядом с Байкалом, и с детства соприкасалась с разными духовными традициями — от православия до шаманизма и северного буддизма. Ее жизненный путь полон тайн: работа ритуальным агентом, изучение древних культов, участие в мистических экспедициях, где она сталкивалась с необъяснимым.

Ее роман «Верь/не верь» — это не просто триллер, а путешествие в мир мистики, где граница между вымыслом и реальностью почти стерта. 

Одна из самых загадочных историй, связанных с ее творчеством, — выставка фарфоровых кукол о нечистой силе, во время которой на охраняемой территории вспыхнула машина, а ночью в зале слышали шаги…

Хотите узнать больше о жизни и тайнах Инны Борисовой? Читайте эксклюзивное интервью с автором!

Ваш роман сочетает в себе мистику и детектив. Как эти жанры дополняют друг друга в вашем произведении?

Мистика играет первостепенную роль. Я старалась сделать большой проработанный мир, но его удастся показать, когда история будет рассказана до конца. Мы смотрим глазами разных персонажей на одни и те же события – но что случилось на самом деле? Кто из них ненадежный рассказчик? Вопрос «кто убил?» на самом деле менее важен, чем «что на самом деле произошло?» То, что кажется мистикой может раскрыться очень по-бытовому и наоборот.

Почему вы выбрали именно 90-е годы в России как эпоху для своего сюжета?

Для меня 90-е – это просто сеттинг, в котором ещё нет соцсетей и смартфонов. Девяностые у каждого были свои. Я, вот, например, только родилась в 1995 году, но сам, как это сейчас модно говорить, «вайб», протянулся до середины двухтысячных в моем родном городе. Много впечатлений, ощущений из детства. Ковер на стене и страх темноты – очень запоминающийся образ.

Какие реальные события или городские легенды тех лет вдохновили вас на создание книги?

Когда-то я путешествовала вместе с группой энтузиастов по Ленобласти. Собирали информацию о неизвестных культах, старых верованиях. Конкретно по теме экспедиций меня уже была выставка фарфоровых кукол. 

Книга же вдохновлена ощущением взгляда в спину во время экспедиции. Когда стоишь на старом кургане в лесу, который не нашли даже этнографы, там нога человека не ступала несколько столетий… И кажется, что за спиной кто-то есть. Это отсылало меня к смежному ощущению детства. Комната, ковер этот красный, темно, бежишь в туалет перебежками, а из угла будто кто-то смотрит. 

Местные в экспедициях считали, что из курганов «выходят другие». Мой дорогой друг опубликовал полевые заметки оттуда в книге «Мистический фольклор», взяв псевдоним Баба Нюра, там можно ознакомиться подробнее. Я же переработала впечатления в совсем другую историю.

Насколько глубоко вы погружались в атмосферу 90-х при работе над романом? Какие детали были самыми важными?

Я слушала только музыку из 1993 года. Таскала старые отцовские олимпийки тех времен, смотрела фильмы, которые выходили тогда, опрашивала всех вокруг, кто пережил эпоху: от друзей родителей до таксистов. Всегда уточняла, могу ли я забрать историю себе. Никто не отказал. 

Ваша история основана на реальных преступлениях, или это полностью вымышленный сюжет?

Полностью вымышленный сюжет.

Как в книге переплетаются криминальный мир 90-х и элементы мистики?

Криминальный мир – маркер эпохи. Не было цели романтизировать тюрьму и блатные понятия. Мистика, пожалуй, больше всего влияет именно на криминальных элементов, ведь тогда они мнили себя всесильными, а тут столкнулись с тем, что выше понятий и законов логики, оттого меняются они очень сильно в процессе повествования.

У вашего главного героя есть реальный прототип?

Нет. Я знаю, что по законам сюжетостроения главный герой должен быть на первом плане, но для меня – в этой книге нет главного героя всей истории, повествование показывает пять точек зрения компании старых друзей, и никто из них не является первопричиной произошедшего… 

Главный герой всей истории появляется в двух сценах и кажется абсолютно неважным, может, даже проходным персонажем. А кому-то покажется антагонистом. Но это книга с вами играет, не верьте ей. Читатель сам выбирает главного героя. Так будет честно.

Как вы работали над созданием антагониста? Вдохновлялись ли вы реальными личностями?

Тут стоит задать вопрос – а кто антагонист? Вообще понятие зла довольно расплывчато в книге. Бесы очеловеченные, со своими желаниями и целями, и иногда эти цели гораздо благороднее, чем у тех же бандитов.

Встречали ли вы в жизни людей с мистическими или паранормальными способностями?

Да, но это не тот опыт, который хочется повторять. Мистический опыт всегда страшен на самом деле, а не как в популярном шоу на ТВ, где мертвые говорят через экстрасенса, как будто их к вайфаю подключили. Кто вообще придумал, что наши предки только и делают, что берегут потомков? Разве смерть освобождает от дрянного характера, прижизненного опыта? Если мы верим в «тот» свет…

Какую роль играет атмосфера страха и неизвестности в судьбах ваших персонажей?

Ключевую. Читатель видит пять точек зрения, но все равно не видит картину в целом, а неизвестное – пугает. Страшно не в момент, когда бесы приходят хоронить старую ведьму и танцуют, а когда они просто наблюдают. И молчат.

Как вы собирали информацию о 90-х? Использовали ли архивные материалы, рассказы очевидцев?

Рассказы очевидцев и газеты 1993 года. Спасибо интернету.

Какой самый неожиданный факт о 90-х вас удивил во время подготовки к книге?

Хроника сентября-октября 1993 года в Москве.

Были ли у вас мистические или необъяснимые случаи во время написания романа?

Книга – живая. Она заставила меня себя написать. Я не собиралась, у меня не было плана. Персонажи просто пришли в один день. Я удивилась. Потом пришел год и эпоха. Я образовала вокруг себя небольшое сообщество знакомых и незнакомых людей, с которыми поделилась сеттингом и показала персонажей. Они интерпретировали их по-разному, а я наблюдала. Им было интересно, всё это зажигало. Когда эксперимент был окончен, я поняла, что должна подарить персонажам историю. И книга написалась за три месяца сама. Персонажи мне сами рассказали эту историю, я выступаю в качестве проводника их воли и их тайн.

Какой момент в книге дался вам труднее всего?

Конец. Самым сложным был конец. В нем важно каждое предложение. Каждое слово. То, что персонаж чего-то не видит, не понимает или не успевает сделать – может стать ключевым.

Как вы считаете, может ли мистика быть отражением коллективного бессознательного общества?

Однозначно да.

Какая реакция читателей вас удивила больше всего?

Страх. До меня только после первых отзывов дошло, ЧТО я написала. В процессе это не казалось страшным, пугающим, странным, а когда начала перечитывать на свежую голову… Такое ощущение было забавное: а это я написала? Или это книга написала сама себя, просто использовав меня? 

Случались ли у вас встречи с поклонниками, которые делились своими мистическими историями?

Как таковых поклонников у меня нет, окромя уличных котов, вот они – да. А что до мистических историй, так в Сибири, где я родилась, они есть у каждого первого. Может, близость к Байкалу роль играет, не знаю.

Какой самый необычный отзыв вы получали на свою книгу?

Они все довольно неоднозначные. Не в контексте качества текста, а в контексте, что происходило с человеком, пока читает. Кто-то дома слышал стуки, Марианна (редактор) вообще говорила, что книга её путает и заставляет одну и ту же страницу перечитывать по двадцать раз, не может найти, где остановилась перед сном. Так что опыт каждого читателя для меня важен и ценен. Книга и правда живая, она сама выбрала время, когда ей воплотиться, сама выбрала издательство и сама решила, когда снимать буктрейлер. Если она вас примет – можно получить мистический опыт, не выходя из квартиры.

У меня с выставкой та же история была. Когда мы ночью монтировали стенд, в музее кто-то ходил, сама собой загорелась машина на охраняемой территории. Может, я просто притащила чертей с собой из экспедиций? Кто знает.

Почему, на ваш взгляд, сегодня у читателей так популярен интерес к 90-м?

Мне кажется, мы задаемся вопросом: а что на самом деле изменилось в нас, как в людях, с тех времен? Так ли мы отличаемся от персонажей на экране/в книге? Кто бы что ни говорил, а популярность «слова пацана», например, для меня обусловлена тем, что это не история про то, что было давно. Это история про то, что и сейчас есть, но за пределами больших городов. Когда я училась в школе, все дети знали, кто смотрящий на районе, кто держит город. А это нулевые и десятые. И, поверьте, и сейчас знают. Москва и Петербург в этом плане очень отличаются, но за их пределами есть жизнь. И жизнь крайне суровая местами.

Если бы события вашей книги разворачивались в наши дни, изменилась бы атмосфера истории?

Нет.

Планируете ли вы продолжение или новые проекты в этом же жанре?

У меня лежит второй том продолжения и половина третьего (завершающего). Я не планирую. Если они захотят воплотиться – они это сделают, независимо от меня, уж поверьте.

Есть ли у вас желание экранизировать роман? Каким вы видите идеальный актерский состав?

Желание есть и очень сильное. Мне в этом помогает прекрасный продюсер Ольга Никулина, большой профессионал своего дела. Она виновна в первом сезоне «Пищеблока», в нашумевшей «Трассе» и в гремящем сейчас «Аутсорсе», к которому мне посчастливилось нарисовать вступительные титры. Актерский состав я вижу из новых, свежих лиц, неизбитых типажей, которых книга сама найдет, если настанет время экранизации. Вы ведь уже поняли, что я тут не властна? Когда я снимала буктрейлер в Красноярске это незнакомый для меня город, я была там в первый раз), люди появились просто из ниоткуда. И попали так, как я не ожидала, что попадут. Мы все были в шоке с самого первого дубля. 

Как вы относитесь к возрождению тематики 90-х в литературе, кино и сериалах?

В качестве переосмысления отношусь положительно. Но романтизация – увольте.

Есть ли у вас личное объяснение, почему люди так боятся и одновременно тянутся к мистике?

Потому что жизнь на земле сама по себе – мистическая вещь. Каждый живет в своей метафизике.