Тут ничего нету

Сюда выводятся комментарии

Сюда выводятся даилоговые окна

About company (eng)
Поиск Карта сайта Обратная связь Зарегистрироваться Войти

Пресса о нас

Переплёт - Бриджет Коллинз

Юного Эмметта, страдающего странной болезнью, отдают в ученики старухе-переплётчице. Под её руководством он начинает овладевать магией переплётного дела — умением заключать в именные книги чужие воспоминания: трагические, постыдные, счастливые. Но, кажется, что-то странное происходит с его собственной памятью...

В некоторых рекламных аннотациях «Переплёт» сравнивают с «Парфюмером», однако не стоит этому безоглядно верить. Роднят произведения лишь три вещи: некоторая физическая ущербность главного героя, его талант к конкретному делу и яркое, выпуклое описание этого самого дела. Но «Переплёт» по всем параметрам уступает «Парфюмеру» — как ишак арабскому жеребцу. Уродливость Гренуя не сравнима с недугом Эмметта, талант у последнего не такой мощный, да и описание переплётного дела не пронизывает все страницы книги, в отличие от запахов, ароматов и вони, которыми буквально исходит роман Зюскинда.

Условно викторианский мир, где в той или иной степени присутствует магия, — излюбленный сеттинг многих авторов. Весь вопрос в том, что это будет за магия и насколько она влияет на мир. Коллинз обходится одним-единственным элементом — существованием неких переплётчиков, способных изъять у человека воспоминания и переместить их в книгу. Вроде бы мелочь, но из неё Коллинз выводит проблему стигматизации книг (ведь каждая может быть частью какого-то человека), развитие рынка купли-продажи воспоминаний, а ещё широкое поле действий для извращенцев всех мастей. Ведь это проще простого — пригласить переплётчика, изъять воспоминания у изнасилованной служанки, а потом приходить к ней опять и опять, перемежая насилие новыми визитами переплётчика... И не забывать перечитывать книжку, чтобы освежить ощущения. Та же схема работает для ситуации, в которой у детей возникают странные желания. Надо просто пригласить переплётчика и изъять память. И всё будет чинно-благородно, по-старому...

В «Переплёте» удивительным образом сочетаются предсказуемость и «вот это повороты». Поначалу сюжет развивается по шаблону историй об Избранном. Появляется парень с таинственной болезнью, у него есть талант к переплётному делу, загадочная старуха начинает учить мальца — кажется, ещё чуть-чуть, и мир встанет на грань катастрофы, а спасти его сможет только Эмметт. Или же Эмметт вытащит этот мир из зла, в котором тот погряз. Даже смерть старухи предсказуема — ведь герою нужно перейти на новый уровень в обучении! Оби-Ван Кеноби погибает, чтобы Люк нашёл мастера Йоду, не правда ли? «Переплёт» собирается из привычных клише, каждый эпизод словно уже был десятки раз воплощён в массовой культуре — вот и появившийся юный красавчик Люциан Дарне поначалу кажется версией Драко Малфоя, типичным врагом-другом.

Однако вторая часть делает «вот это поворот» и превращается... погодите-ка, во что именно? Это что, любовный роман? Да ещё и... э-э... мальчика с мальчиком? Но как только первый шок проходит, становится понятно, что текст, перескочив на другие рельсы, катится всё так же предсказуемо, пусть и для нового жанра. События последних полутора сотен страниц легко предугадать, как и то, чем всё закончится.

Однако предсказуемость книги — всего лишь следствие её логичности. Даже гомоэротизм (который подан очень мягко и целомудренно, без смакования и акцентирования) закономерно исходит из сюжетной коллизии. Ведь, будь это любовная интрижка парня и девушки из разных слоёв общества, стоила бы она того, чтобы затевать весь сыр-бор с переплетением воспоминаний?

Слово творца

Я начала изучать переплётное дело несколько лет назад и сразу же была очарована этим: процессами, материалами - цветной бумагой, золотом, кожей, пчелиным воском, шёлком - и инструментами из дерева, кости и металла. Всё это было чудесно тактильно, с каким-то тонким гламуром, заставившим меня представить себе другой, более старый мир. Когда вы восстанавливаете книги, вы прежде всего разбираете их - и это похоже на движение назад во времени...

Вердикт 

Благодаря магии «переплетения» воспоминаний незамысловатая, в общем-то, любовная история приобретает некоторую свежесть, а отсутствие пафоса «избранности» придаёт ей шарм искренности.

Источник