Тут ничего нету

Сюда выводятся комментарии

Сюда выводятся даилоговые окна

About company (eng)
Поиск Карта сайта Обратная связь Зарегистрироваться Войти

Пресса о нас

Пять книг января. Выбор шеф-редактора

Новый роман-трансформер Алексея Иванова, постумные сочинения Леонарда Коэна, конец cвета в отдельно взятой книге, музыкальные антидепрессанты и неожиданная багатель.

Алексей Иванов. «Тени тевтонов»
М.: Рипол-классик, 2021 – 384 стр. 

Алексей Иванов – самый техничный и высокотехнологичный профессионал современной русской литературы. И это ни в коем случае не насмешка, а выражение совершенно искреннего восхищения. Иванов не просто меняет жанры, как музыкант-мультиинструменталист – инструменты, но и давно и последовательно отстаивает и воплощает на практике идею «кроссплатформенности». Современный литератор, по его убеждению, должен сразу закладываться на то, что его произведение будет адаптировано для кино, сериала, компьютерной игры. А в последний год к этому набору прибавился еще один непременный элемент: аудиокнига. Которая как бы и не полноценный радиоспектакль, но всё-таки не просто «начитанный текст», потому что живой человек (в отличие от робота) не может не привнести в начитываемый текст чего-то своего.

«Тени Тевтонов» написаны и, рискнем употребить ещё одно нелитературное словечко, спродюсированы с учетом всех этих требований. На базовом уровне – это увлекательный исторический приключенческий роман, причем «два по цене одного»: и история, и приключения в нам разворачиваются в двух временных слоях: в середине XV века, когда Мариенбург (Мальброк), главный замок Тевтонского ордена, осаждают поляки, твердо решившие наконец, через полвека после Грюнвальдской битвы, покончить с хозяйничаньем «псов-рыцарей» на своих землях; и в мае 1945 года, когда советские войска выбили фашистов из Пиллау – города в Восточной Пруссии, известного ныне как Балтийск. Объединяют оба временных пласта два поляка по фамилии Клиховский, предок и потомок, озабоченные одной целью: найти древнюю реликвию Тевтонского ордена, которая одна может снять фамильное проклятье, наложенное ни кем иным, как Бафометом – именно под этим именем к Клиховскому-предку явился сам Сатана. 

Далее в повествование вдвигаются суккубы, анастифонты (живые мертвецы), призраки премьер-министров и Ирод Антипа, авантюристы и гауляйтеры, но под всей этой гримуарной машинерией проступает еще более древний мистический слой: убеждённость, что все события мировой истории повторяются, и мы только разыгрываем в разных одеяниях одни и те же роли: 

"...тевтонцам не повезло. Именно их нацисты провозгласили своими предтечами. Безродные нацисты вызвали тени тевтонцев из небытия, желая врасти в глубину истории, желая стать венцом эволюции. Они рассчитывали переиграть судьбу Ордена заново. А получилось — повторить. Это очень важная мысль — о повторении".

Но Иванов – не Шаров, он, как уже было сказано, умело прячет, как суккуб – перепончатые крылья, историософские рефлексии в пёстрое одеяние авантюрного романа: величественные средневековые замки мгновенно сменяются чудовищными подземными укреплениями Второй мировой, трепетные до сентиментальности любовные сцены чередуются быстрыми драками, ближе к концу Иванов с бесстыдством телепродюсера начинает нагнетать коварные ловушки и непреодолимые препятствия, которые герои, разумеется, обойдут и преодолеют – но которые не дадут отвлечься ни читателю, ни, что гораздо важнее, слушателю, у которого отвлечений гораздо больше – от необходимости вырулить на нужный поворот до необходимости перевернуть жаркое в духовке. 

В общем, надо признать, Алексей Иванов на совершенно неожиданном для себя материале, Восточная Пруссия – создал идеальный русский page-turner – книгу, страницы которой жадно перелистываешь. И все равно остался собой. «Пыль смешалась с кровью в бурое тесто» – так увидеть и двумя-тремя словами создать выпуклую картинку может только автор «Золота Бунта» и «Сердца Пармы».

Источник


Автор: Михаил Визель