Гюисманс Жорис-Карл
Жорис-Карл Гюисманс — французский писатель. Первый президент Гонкуровской академии (с 1900). Всю жизнь (с 1866) прослужил чиновником Министерства внутренних дел. В 1874 опубликовал первую книгу — «Ваза с пряностями», сборник стихотворений в прозе, написанный под влиянием Бодлера и Алоизиуса Бертрана. С этого времени использовал «германизированную» версию своего имени (Жорис-Карл) с целью подчеркнуть нидерландские корни. Как правило, подписывал свои произведения инициалами, а не полной формой имени.
Книги автора
Густая стена тел в «Фоли-Бержер». Холостяк в таверне сокрушается об одиночестве. Парк Монсо — холодный маслоподобный блик. «Некромант карандаша» Редон блуждает, как и другие образы, на страницах «Парижских арабесок» Гюисманса. Автор балансирует, мы видим и натуралистические — с промокшим продавцом каштанов, напудренными уличными женщинами, с грязной и измученной торговкой рыбы — рассказы, и короткие поэтичные восхождения к «Стихотворениям в прозе» Бодлера.
«Католическая трилогия» Ж.-К. Гюисманса начинается с романа «Там, внизу, или Бездна» (1891). Главный герой, Дюрталь, — писатель. Он наделен характером самого Гюисманса. Дюрталь пишет роман о Жиле-де Рэ — Синей Бороде, могучем воине Столетней войны и некроманте-мучителе детей.
Ж.-К. Гюисманс опубликовал роман «В пути» ( «На пути») в 1895 году, будучи уже всемирно известным писателем и художественным критиком. Это продолжение, вторая часть в «католической трилогии» о писателе и журналисте Дюртале, прототипом которого стал сам Гюисманс.
Роман «Наоборот» (1884) — «Библия декаданса», «Коран декадента». Называли произведение Жориса Гюисманса по-разному, но неизменной оставалась сакральность для людей рубежа веков. Здесь все стало каноном — антигерой-денди Дез Эссент, разочарованный мещанскими нравами, отсутствие сюжета, гипертекстуальность, — мы читаем и Апулея, Малларме с Верленом, и По, — вещизм и бесконечное наслаждение искусством и красотой.