Баркова Александра Леонидовна
Александра Леонидовна Баркова — российский исследователь мифологии, известная, прежде всего, исследованием русских былин на фоне мирового эпоса (большую популярность ей принесли передачи на канале «Культура» «Русский негероический эпос» и «Мифы о русской мифологии»).
Основой научного метода Барковой является поиск универсалий культуры, проявляющихся независимо от воли человека и уровня цивилизации; тщательное изучение универсалий позволяет ярче видеть исторические и национальные особенности. На этом построены ее работа «Мифологические универсалии в тибетской иконографии» и монография «Феномен Толкина» (вышла под названием «Все тайны мира Толкина. Симфония Илуватора»). В 1993—2016 гг. преподавала в Институте УНИК. В настоящее время читает открытые лекции.
Книги автора
«Изучая мифологию, мы занимаемся не седой древностью и не экзотическими культурами. Мы изучаем наше собственное мировосприятие» — этот тезис сделал курс Александры Леонидовны Барковой навсегда памятным ее студентам. Древние сказания о богах и героях предстают в ее лекциях как части единого комплекса представлений, пронизывающего века и народы. Мифологические системы Древнего Египта, Греции, Рима, Скандинавии и Индии раскрываются во взаимосвязи, благодаря которой ярче видны индивидуальные черты каждой культуры. Особое место уделяется мифологическим универсалиям, проявляющимся сквозь века и тысячелетия.
Давайте посмотрим правде в глаза: мы тихо ненавидим русскую литературу. «Мы», возможно, и не относится к тому, кто читает этот текст сейчас, но в большинстве своем и нынешние сорокалетние, и более молодые предпочтут читать что угодно, лишь бы не русскую классику. Какова причина этого? Отчасти, увы, школа, сделавшая всё необходимое, чтобы воспитать самое лютое отторжение.
«Изучая мифологию, мы занимаемся не седой древностью и не экзотическими культурами. Мы изучаем наше собственное мировосприятие» — этот тезис сделал курс Александры Леонидовны Барковой навсегда памятным ее студентам. Древние сказания о богах и героях предстают в ее лекциях как части единого комплекса представлений, пронизывающего века и народы.