50 лучших книг 2023 года по версии «Читателя Толстова»
Подводим итоги очередного года. «Читатель Толстов» делает это уже в восьмой раз, скоро юбилей, ссылки на предыдущие итоги года в конце поста.
В этом году не стал составлять, как делал раньше, десятки лучших отечественных, лучших зарубежных, лучших нон-фикшен — просто выложу 50 лучших книг года. Возможно, такой формат сохранится и впредь — 50 лучших книг года по версии «Читателя Толстова». По-моему, неплохо.
Что сказать про этот год? После 24 февраля 2022 года несколько издательств перестали сотрудничать с «Читателем Толстовым» по причинам политическим. В прошлом году я писал, что нас ожидает период «окопной» прозы, произведений о происходившем в 2014–2022 году в регионах, которые теперь стали Россией. Я ошибался. За без малого два года СВО в литературной жизни России произошло только появление Z-поэзии (не очень для меня актуальной, поскольку поэзией я не интересуюсь). Видимо, для мощного прорыва новых литературных сил время не настало — будущие Лермонтовы, Симоновы и Бестужевы-Марлинские еще на фронте.
Вообще же ничего примечательного в книжной отрасли в уходящем году, на мой взгляд, не случилось. Книги становятся дороже, это объективно. Книг становится меньше, это тоже объективно. При этом появляются замечательные издания, уточнять не буду, они в итоговом списке присутствуют. Массовая книга становится внешне менее привлекательной — бумага хуже (санкции), краски бледнее (они же), где можно поставить мягкую обложку вместо картона, ставят мягкую обложку, стараются экономить на всем — на художниках, редакторах, корректорах, и это, конечно, заметно. Я бы сказал, что российские книги 2023 года приобретают вид книг военной поры — блеклых, скупо оформленных, на плохой бумаге. Не все, далеко не все. Есть издательства, которые как раз в оформление вкладываются по полной.
В книжной отрасли вообще заметно некоторое ухудшение нравов, снижение деловой этики. Например, появляется новое издательство. Шумно заявляет о себе — с бубнами-барабанами, громкими премьерами, обещаниями и планами… Ого, думаешь себе, замечательная новость, появятся в обзорах «Читателя Толстова» интересные новинки. Списываешься с менеджером — и…ничего. Вернее, один раз прислали, а потом — как отрезало. Ни после второго, ни после третьего напоминания. Да ладно бы с новыми издательствами, но и с заслуженными, большими такая же маркетинговая хрень. Вот, скажем, издательство, о книгах которого «Читатель Толстов» писал все семь лет, и вот его маркетологи почему-то перестали присылать новинки. Просто перестали и все. Без объяснений. Обидно, но, с другой стороны, не сошелся же свет клином на этом издательстве. Они большие, об их книгах есть кому писать. Переживу, без обид. Но в списке лучших книг года книг этого издательства не будет. И в обзорах «Читателя Толстова» 2024 года их новинок тоже не будет. Если
Впрочем, в полном соответствии с диалектической картиной мира, появляются и новые издательства, в обзорах «Читателя Толстова» появляются их книги, потому что издатели искренне хотят, чтобы больше людей узнавали об их новинках. Они буквально заваливают информацией, релизами, ссылками, и свои соцсети активно ведут. В данном случае порадуемся за издательства NoAge / Polyandria (менеджер Юлия Кузьмина) или за издательство «Много имен и фамилий», прежде известное как «Манн, Иванов и Фербер», менеджер которого Екатерина Северина присылает анонсы книжных премьер ЕЖЕДНЕВНО (молодец, больше так никто не умеет). А замечательные Юлия Бурмистрова и Лена Дорофеева из издательства «Городец», прекрасная Татьяна Стоянова из редакции Елены Шубиной, а Юлия Подлубнова из «Лайвбука»… Пожалуй, надо остановиться, или уже перечислять всех, а это список будет немаленький.
Я вот что хочу сказать. Книжную отрасль в 2023 году удерживали на плаву, спасали и всячески выручали именно женщины. Те, кто написали все эти замечательные книги, или нарисовали для них обложки, или редактировали тексты, или переводили, или продвигали, писали рецензии и устраивали интервью с писателями, стояли за прилавками на книжных ярмарках… 2023 год — и для меня это очевидно — стал годом, когда у женщин получалось написать книгу и издать ее лучше, чем у мужчин. Наверно, в следующем году мужчины вернутся с войны или отвлекутся от волонтерства, или просто начнут писать новые тексты — и тогда у нас наступит в книжном мире мужской год. Но этом году пока именно так. И, кстати, по списку лучших книг года по версии «Читателя Толстова» это тоже видно — там женские имена в списке преобладают.
Год был не хорошим и не плохим, я бы сказал, средним. Для меня как читателя — так даже хорошим. Вышли новые книги моих любимых писателей Анны Матвеевой (где в одном из рассказов неожиданно появляюсь я с женой!), Леонида Юзефовича, Павла Крусанова, Сергея Носова, Романа Богословского, Алексея Иванова, Александра Гениса, Павла Басинского, Юлии Яковлевой, Дмитрия Воденникова, Маши Трауб, Ивана Шипнигова, Кирилла Рябова, Мршавко Штапича, Ислама Ханипаева, Романа Сенчина, Михаила Хлебникова, Валерия Попова, Андрея Рубанова (биография Микояна — очень неожиданно), Владимира Сорокина, Захара Прилепина (у него так даже две книги в этом году — биография Шолохова в «ЖЗЛ» и сборник рассказов «Собаки и другие люди»), вышла долгожданная книга Глеба Шульпякова о Батюшкове, было несколько отличных дебютов (Лев Кузьминский, Светлана Павлова, Ксения Полозова, Анна Иванова, Светлана Ронжина), было несколько роскошных переизданий советских писателей — Владимира Санина, Андрея Вознесенского, Виктора Драгунского, Андрея Битова, Юрия Казакова. Было несколько отличных переводных нон-фикшенов. Продолжают выходить книги из моих любимых серий — «Набоковская линия» (Corpus), «Библиотека журнала „Теория моды“ ( «НЛО»), «Новейшие исследования отечественной истории» ( «Центрполиграф») и других. «Центрполиграф» продолжает переиздавать многотомное наследие хорошего забытого русского писателя Николая Лейкина, а «Бослен» — роскошные альбомы-исследования, посвященные истории русского костюма. Отмечу также издательства, с которыми «Читатель Толстов» работает меньше года, но мне нравятся их книги — ростовский «Феникс», издательство Metamorphoses…
В общем, много чего хорошего можно написать о книгах, изданных в 2023 году. Так что поменьше верьте людям, которые утверждают, что читать нечего и все пропало. Как человек, серьезно интересующийся книгами, могу сказать, что даже отбор 50 лучших книг года у меня вызвал сложности, потому что книг отличных много, есть из чего выбирать. Смотрите мой топ-50 года и прикидывайте, что из этого хотели бы прочесть (я бы советовал все).
Лучшие книги 2023 года по версии «Читателя Толстова»
1. Константин Аверьянов «Битва на Калке 1223». Изд-во «Центрполиграф»
2. Надежда Адамович, Наталья Серегина «Интимная Русь». Изд-во «МИФ».
3. Татьяна Алферова «Память по женской линии». Изд-во «Лимбус Пресс»
4. Гильермо Арриага «Спасти огонь». Изд-во No Age.
5. Петер Берк «Взгляд историка: как фотографии и изображения создают историю». Изд-во «Бомбора»
6. Ма Боюн «Зоопарк на краю света». Изд-во «Лайвбук».
7. Паулина Брин «Барбизон. В отеле только девушки». Изд-во «Рипол Классик»
8. Мари Вентрас «Метель». Изд-во No Age.
9. Михаил Визель, Гаянэ Степанян «Пушкин. Наше на время». Изд-во «Бослен»
10. Магдалена Виткевич «Первая в списке». Изд-во «Фолиант»
11. Сергей Гандлевский «Незримый рой. Заметки о литературе». Изд-во Corpus.
12. Бонни Гармус «Уроки химии» Изд-во «Азбука» (дебют)
13. Дарья Гребенщикова «Бузина, или 100 рассказов про деревню». Изд-во «Ридеро»
14. Детский мир. Перезагрузка. Изд-во «МИФ».
15. Кэтрин Зубович «Москва монументальная». Изд-во Corpus
16. Анна Иванова «Краснодарская прописка». Изд-во «Городец» (дебют)
17. Селеста Инг «Пропавшие наши сердца». Изд-во «Фантом Пресс»
18. Даниэла Крин «Пожар». Изд-во «Фолиант»
19. Лев Кузьминский «Привет, заморыши!». Изд-во «Лайвбук» (дебют).
20. Марк Курлански «Треска». Изд-во «Синдбад».
21. Эллиан Леннрот «Калевала». Изд-во «Городец»
22. Евгений Лукин «Слово о полку Игореве». Изд-во «Лимбус-Пресс».
23. Анна Лукиянова «Это не лечится». Изд-во «Альпина. Проза» (дебют)
24. Анна Матвеева «Армастан. Я тебя тоже». Изд-во «Редакция Елены Шубиной»
25. Антонио Муньос Молина «Ночь времен» No Age.
26. Серафима Музыкантова «Сумасшедшая супергероика». Изд-во «Ридеро» (дебют)
27. Владимир Набоков «Полное собрание рассказов». Изд-во Corpus
28. Сергей Носов «Фирс Фортинбрас». Изд-во «Лимбус-Пресс»
29. Пегги Оринстейн «Золушка съела мою дочь». Изд-во «Бомбора»
30. Алиса Пейчева «Несчастные Романовы». Изд-во «Ридеро»
31. Шелби ван Пелт «Необычайно умные создания». Изд-во «Фантом Пресс».
32. Елена Первушина «За столом с Гоголем». Изд-во «Центрполиграф»
33. Павел Пепперштейн «Бархатная кибитка». Изд-во «Альпина. Проза»
34. Ксения Полозова «Водолаз Коновалов и его космос». Изд-во «Городец» (дебют)
35. Захар Прилепин «Шолохов. Незаконный». Изд-во «Молодая гвардия».
36. Маргарита Ронжина «Одиночка». Изд-во «Альпина. Проза» (дебют)
37. Кристина Сандберг «Одинокое место». Изд-во «Городец».
38. Викрам Сет «Достойный жених». Изд-во «Азбука»
39. Элизабет Страут «Ах, Уильям!». Изд-во «Фантом Пресс»
40. Антти Туомайнен «Фактор кролика». «Синдбад»
41. Эмили Уиллингем «Парадокс пениса». Изд-во «Альпина нон-фикшен»
42. Мэтт Уиттен «Ожерелье». Изд-во «МИФ».
43. Кристина Фельдман-Баррет «Женская история „Битлз“. Изд-во «НЛО»
44. Франсин Хирш «Суд в Нюрнберге». Изд-во «НЛО»
45. Василий Хорст «Отдых и еда на ВДНХ». Изд-во «Бослен»
46. Дмитрий Цыганов «Сталинская премия по литературе». Изд-во «НЛО»
47. Глеб Шульпяков «Батюшков не болен». Изд-во «Редакция Елены Шубиной»
48. Юлия Щербинина «Книга как иллюзия». Изд-во «Альпина нон-фикшен»
49. Леонид Юзефович «Поход на Бар-Хото». Изд-во «Редакция Елены Шубиной»
50. Энн Янгсон «Встретимся в музее». Изд-во «Фолиант».
*книги Антти Туомайнена и Викрама Сета — трилогии, но я их учитывал как одно произведение.