17 июля 2023

Книгоавгуст 2023

Этот захватывающий исторический роман современного прозаика сразу и заслуженно стал бестселлером. Он посвящен малоизвестным событиям Гражданской войны в послереволюционной России. Основной темой, как понятно по названию, является использование водного транспорта в противостоянии белых и красных. Пароходы, которые до революции возили по Волге и Каме пассажиров и грузы, теперь спешно переоборудуются для боевых действий. Их обшивают бронелистами, ставят вооружение, какое удалось найти. Капитаны и команды этих судов – в большинстве своем те же люди, которые еще недавно занимались мирными перевозками. Почти все они хорошо знают друг друга, но теперь оказались на разных сторонах трагического противостояния. Именно людям и их судьбам автор уделяет значительную часть внимания.

Алексей Иванов. Бронепароходы
Рипол Классик

Но не только революционной стихией и человеческими страстями наполнен этот роман. Реки были промышленными артериями царской России, и после революции представители крупного бизнеса стараются сохранить и перестроить свои предприятия с учётом изменившихся условий. Прежде всего, это нефтяная компания Нобелей, которая пытается наладить отношения с новой властью. Наперегонки с ними тем же самым занимается и представительство английской компании «Шелл», им тоже надо нефтью с бакинских нефтепромыслов торговать. А это Каспийское море, в которое, как известно, впадает Волга. А на Волге вовсю война…

Кроме белых и красных, есть в романе не всегда ясно прочитываемая третья сила – прогресс, развитие, которое идет даже посреди хаоса. И иногда прямо из него рождается.

Винтовой пассажирский теплоход назывался «Вадим Аршаулов». Иван Диодорович был знаком с Вадимом Павловичем — встречал его в московском доме Дмитрия Платоновича Якутова. Инженер Аршаулов разработал дизель для знаменитого лайнера «Бородино»; «бородинская» серия из четырнадцати судов позволила «Кавказу и Меркурию» выиграть в «состязании лайнеров». Признавая заслуги инженера, одному из теплоходов победоносной серии компания дала имя «Аршаулов». Однако Иван Диодорович думал об этом с тёмной горечью. После революции Вадим Павлович бежал от большевиков за границу, а лайнер его имени большевики приспособили под свой штаб.
Длинный теплоход по привычке пришвартовался к «меркурьевскому» дебаркадеру города Осы. На приподнятом берегу вздымался белый Успенский собор, окружённый садом; за кронами синел круглый купол Троицкого собора. Вооружённые пароходы, в том числе и «Лёвшино», стояли у пристаней под парами. В Осе красные собрали оба дивизиона бронефлотилии — «чекистский» и «матросский». Теперь флотилия была частью Отряда особого назначения, которым командовал бывший штабс-капитан Аплок. Отряд сформировали для разгрома восстания на Ижевском и Воткинском заводах.
Иван Диодорович не знал, зачем его вызвали к Аплоку.
На берегу сновали красноармейцы, разгружались подводы, автомеханик копался в моторе броневика, дымили полевые кухни, артиллеристы, матерясь, вручную катили по лужам гаубицу с рогожным чехлом на стволе.
Часовой остановил Нерехтина у мостков на дебаркадер.
— Пропусти, боец! — тотчас донеслось с галереи «Аршаулова».
Это крикнул Ганька Мясников, комиссар первого дивизиона.
Штаб Отряда особого назначения размещался в носовом ресторане. Ивана Диодоровича встревожило, что его ждали здесь одни командиры: сам Аплок, начальник штаба и комиссар отряда, а с ними — чех Лангер, новый командир флотилии, и матрос Кириллов, командир первого дивизиона.
— Вот он, Нерехтин! — Ганька хлопнул Ивана Диодоровича по спине, словно давнего приятеля. — Следствием определён как свой! Ещё в затоне подавил контрреволюцию у себя на борту, потом возил продразвёрстку. Военные действия с пароходом врага осуществлял всерьёз, так что моя партийная рекомендация при нём чистая и в комплекте. Доверенный товарищ».

Источник