17 июля 2023

«В названии романа есть что-то простое, теплое, домашнее»: интервью с Юрием Хилимовым

В издательстве «Рипол-классик» вышла книга «Икар из Пичугино тож» — это история о семейных узах, любви, преемственности, личностном росте. Каждая семья — это маленькая вселенная. И как всякая вселенная, она сугубо индивидуальна. Основной фокус истории направлен на юного Алешу, мальчика необыкновенного склада ума, и его взаимоотношения с дедушкой и другими родными. Однажды мальчик заметил на стене своей комнаты репродукцию картины Питера Брейгеля «Падение Икара», и та полностью захватила его сознание. В попытке понять глубинный смысл произведения Алеша обращается за помощью к дедушке, который вместо обычного объяснения решает помочь внуку самостоятельно найти ответ. Мы побеседовали с автором о его новом романе.

Лабиринт «Икар из Пичугино тож» — очень необычное название. Как оно появилось?

Юрий Хилимов:

Я читал, что слово «тож» используется в двух случаях. Когда выходцы из одного места вдруг по каким-то причинам переезжали в другое, свое новое пристанище именовали таким же образом, прибавляя к нему «тож». Иное объяснение говорит о том, что это результат переименования села: тогда к новому названию добавлялась старое со словом «тож». В любом случае выбранное название оказалось очень символичным для книги. По тексту: дачный поселок Пичугино тож возник на месте деревни, что была затоплена во времена строительства ГЭС. Деревня как бы заново переродилась, продолжилась в дачах. 

Почему Икар? Икар — это отсылка и к юному главному герою книги, и к шедевру великого мастера, и к мифу. И все это — и героическое, и возвышенное, и мифологическое — можно найти в таких вот пичугинах тож, которых в России, верю, великое множество. Мне кажется, в названии романа есть что-то  простое, теплое, домашнее. Это то, что было нужно для книги.

Л О чем ваша книга?

ЮХ Лето, дача, большая семья, загадка и подготовка к большому торжеству… Но, пожалуй, я не буду пересказывать аннотацию. Книга про то, как может быть хорошо людям без приторной слащавости и одновременно без жутких страданий, как необходимой жертвы для этого. Каждый из нас уже потому, что он человек, заслуживает, чтобы ему было хорошо. В летней книге так уместно говорить об этом.

Книга о том, как важна среда, в которой мы живем. Только находясь среди людей, мы учимся мечтать. Книга о культуре мечты, ведь мечты любого человека должны быть выпестованы. И это происходит в его ближнем кругу, в семье. А как создать такую среду, чтобы она рождала светлые мечты-намерения? Как для этого нужно общаться? Какие вопросы нужно задавать себе и другим? Что нужно видеть и слышать вокруг? Что должно окружать? Из чего должна складываться вереница будней? Здесь все очень важно, все главное! Каждый дает свои ответы на эти вопросы. Моя книга в широком смысле еще и про вопросы, какими мы задаемся. На какие вопросы мы отвечаем, такова и наша жизнь. И если нас не устраивают ответы, то, может, вопросы были все не те? Я хочу, чтобы обо всем этом подумал читатель вместе со мной.

Л Юрий, расскажите немного о себе.

ЮХ Я волжанин, родился в том месте, где Волга делит берега на правый — холмистый и левый — степной. Наверное, это обстоятельство в какой-то мере определило мой характер и привычки. Я люблю простор и свободу. Думаю, моя любознательность и интерес к огромному миру — во многом влияние реки. По образованию я философ, преподаватель философии. Закончил Саратовский государственный университет им Н. Г. Чернышевского, там же защитил кандидатскую. Мне очень нравится преподавать, потому что на своем занятии ты и лектор, и режиссер, и немножко актер, и даже психотерапевт (ну, потому что философия, как известно, исцеляет душу). Нравится добавлять в занятия элемент некоего шоу: чуть провокации, чуть иронии, чуть нелинейности и много настоящей искренности и честности. Это интересно.

В вузе, где я работал, с моей коллегой когда-то  организовал студенческий литературно-художественный клуб. Считаю его одним из самых главных педагогических достижений своей вузовской жизни. Учитывая, что институт был техническим, для меня стало особенно ценным приобщение ребят к гуманитарной культуре. Мы не только читали и пробовали что-то  писать, но и смотрели кино, ставили спектакли, устраивали фотовыставки и просто общались за чаем. Знаете, доброе человеческое общение часто гораздо значимее многих дел, на которые мы обычно делаем ставку. Для меня важно, что в нашем клубе, благодаря его неформальной среде, ребята росли, творчески раскрывали себя и делались немного счастливей.

После моей работы в вузах случился «Артек». Это совершенно новый и уникальный опыт. Знаменитая артековка, художница-график Надя Рушева когда-то  сказала: «Моя жизнь делится на два этапа: до „Артека“ и после». Это очень правильные слова. Причем как для детей-артековцев, так и для взрослых, кто здесь работает. «Артек» — стихия. Он как океан, такая же самоорганизующаяся система. Он меняет, перезагружает человека. Вдохновение для жизни черпаю из книг, путешествий, кино, театра, живописи, общения с людьми… Стараюсь быть честным с самим собой и делать то, что считаю важным, что мне действительно нравится.

Л Какие книги сформировали вас как автора?

ЮХ Сложный вопрос, потому что на автора так или иначе влияет все, когда-либо  прочитанное. Сейчас я хотел бы упомянуть латиноамериканский магический реализм (Г. Гарсиа Маркес, А. Карпентьер, М. Варгас Льоса, Ж. Амаду, Х. Рульфо, М. А. Астуриас, А. Роа Бастос, Х.М. Аргедас). Там удивительное ощущение мира. Пусть не вводит в заблуждение слово «магический», это не про сказочки, все гораздо серьезней. Мне оказалось близко их мироощущение, их диалог с бытием. В этих книгах очень удачное переплетение условного и реального, необычного и обыденного, абсурдного и разумного, легкого, ироничного и грустного, трагического. Словом, все как в жизни.

Л Кто ваш читатель?

ЮХ Мой читатель — это думающий и чувствующий человек, независимо от возраста, пола и рода деятельности. Наверняка так ответит любой автор, и я в этом смысле не исключение. Я уважаю своего читателя, а значит, именно таким его себе и представляю.

Источник