Тут ничего нету

Сюда выводятся комментарии

Сюда выводятся даилоговые окна

About company (eng)
Поиск Карта сайта Обратная связь Зарегистрироваться Войти

Пресса о нас

Нужны ли лекции в эпоху Интернета?

1-23731-1553848229-1246 Зачем нужны лекции в эпоху Википедии, когда любую информацию можно найти в два клика? И как обучать поколение, которое научилось открывать любимые приложения раньше, чем говорить? Издательство «Рипол-Классик» уже больше года в серии «ЛекцииPRO» выпускает популярные авторские лекционные курсы по тому или иному предмету. В этих книгах собраны знания от психологии до философии, от мифологии до средневековой музыки, от Шекспира до постмодернизма, и так далее. Так что же такое лекции в наши дни и зачем они нужны? На эти вопросы отвечают ведущие современные лекторы, каждый из которых нашел свой метод общения с аудиторией в 21 веке.

Информация сама по себе никого ничему не может научить. Если человек не умеет работать с материалом, который он получает, если у него не выработана профессиональная оптика, позволяющая грамотно отбирать материал и осмысленно пользоваться им, любая информация окажется для человека бесполезной, если не сбивающей его с толку. Поэтому при всех новых возможностях современного образования, старые способы формирования умения работать с материалом сегодня по-прежнему оказываются актуальны.

Одним из таких способов является лекция. Хороший лектор в этом отношении подобен проводнику, ведущему человека в новую для него область и помогающему ему сориентироваться в ней. Он способен с любовью раскрыть для слушателей то, что его самого увлекает, поделиться с ними радостью о любимом предмете и его неповторимой красотой, познакомить с ним так, чтобы они, полюбив этот предмет, смогли потом уже сами чувствовать в нем себя не чужими и, соприкасаясь с ним, вновь и вновь открывать его уже для себя. Открывать, понимая, творчески, первично. Все это вещи, которые едва ли могут устареть — думаю, они будут живы, пока будут оставаться лекторы, увлеченные своим делом.

Однако вычеркивать лекцию из учебных программ значит отказаться от уникальной возможности познакомить потенциальных слушателей одновременно и с процессом, и с результатом интеллектуальной работы ученого, который делится с аудиторией своими открытиями, находками, гипотезами. Лектор всегда больше, чем просто докладчик, он не информирует, не сообщает сумму фактов — он размышляет, рефлексирует, развивает собственные идеи, реагируя на созданное слушателями информационно-энергетическое поле, поэтому каждая лекция уникальна, даже если читается на основе готового текста.

В лекции, в отличие от напечатанного текста, всегда есть место диалогу, импровизации, полифонии, она по определению плодотворна: для лектора ее плоды — новые ракурсы и горизонты уже изученных, но исчерпанных тем, для слушателей — сами знания, а также представление о механизме интеллектуальной работы, рождения и развития гипотезы, и уникальный опыт соучастия, пусть даже пассивного, в этом процессе.

Алексей Лызлов, автор курса «Психология до „психологии“. От Античности до Нового времени»:
— Современное образование кажется сильно изменившимся по сравнению с тем, каким оно было еще лет 30 назад. Благодаря электронным технологиям облегчился доступ к нужной информации, появились возможности обучаться дистанционно. Однако ошибкой было бы думать, что получение информации — это и есть образовательный процесс.

Оксана Разумовская, автор курса «Уильям Шекспир. Человек на фоне культуры и литературы»:
— Происходящие в сфере образования процессы сегодня напоминают гонку вооружений, проходящую под девизом «быстрее, выше, сильнее» (с непременным акцентом на эффективность, продуктивность и инновационность применяемых методик). Современным потребителям образовательных услуг, особенно нацеленным на эффективность и быстрый результат, лекция может показаться неоправданным расходом времени и сил обоих участников процесса.

Михаил Эпштейн, автор курса «Будущее гуманитарных наук»:
— В наш век стремительного обновления знаний все больше людей склонны обучаться новым профессиям или осваивать смежные дисциплины, а для этого жанр лекций незаменим. Вот откуда грандиозный успех TED-бесед, аудио-лекций или университетских видео-курсов: образовательный процесс становится гораздо более мобильным, фрагментарным и междисциплинарным.