Тут ничего нету

Сюда выводятся комментарии

Сюда выводятся даилоговые окна

About company (eng)
Поиск Карта сайта Обратная связь Зарегистрироваться Войти

Пресса о нас

Артодоксия: как новая религия объединяет цивилизованный мир

9785386124601 Глеб Смирнов, один из ярчайших современных теоретиков искусства, автор трудов «Палладио» и «Метафизики Венеции», представит 30 ноября на книжной ярмарке Non/Fiction новую книгу ARTODOXIA. Артодоксия — духовная реальность современного мира, в котором традиционные религии постепенно уступают место культуре с ее новыми храмами в виде музеев, филармоний, университетов, театров. А адептами этой религии, сами того не зная, являемся все мы — люди, потребляющие или производящие искусство.

Allors, j’annonce! Пошел новый отсчет времени: и когда еще, как не в начале третьего тысячелетия, которому либо предстоит пройти под ее знаком, либо не пройти вовсе.

Теперь вместо культа — культура, и вместо требников — учебники.

Эпоха Духа ставит перед богоцентриками не известные ранее приоритеты: одна борьба с пресловутой «бездуховностью» — невежеством, обскурантизмом, филистерством, педантизмом, дурновкусием — обширнейшее поле для миссионерской работы.

Религия артодоксии давно существует де-факто и объемлет всю планету культурного сообщества: в нее обращены во глубине души все гуманистически мыслящие люди. Что не исключает, воля ваша, исповедания одновременно хоть бы и традиционного христианства, воспринятого от любимой бабушки по наследству, когда не выбранного своими силами из конфессий, попавшихся в поле зрения.

Меж тем как далеко не во всех домах найдется более или менее зачитанная Библия, практически везде примечаешь под домашним абажуром корешки Чехова или Дюма, Ремарка, Бальзака, Гессе, О’Генри, Эдгара По, Стендаля, Толкиена, Борхеса; к нам легко наносят визит Сирано де Бержерак и Офелия, Фауст и Мюнхаузен, Дон Кихот и Робинзон Крузо, Левша и Остап Бендер, Гулливер и весельчак Гаргантюа с Золотым ослом Апулея в кармашке. На столике наших домов — театральная программка, оставленная на память о перевернувшем душу спектакле, каталог любимого художника с автографом, шахматная доска, гравюра Пиранези на стене и вызвавшая споры в обществе недочитанная новинка Пепперштейна, удачно прикрывающая кружочек от бокала красного вина на крышке рояля, — примерно таковы классические приметы артодоксального дома.

Основополагающим в Артодоксии является прозрение о том, что Логос вочеловечивается всякий раз, когда человек вносит его в мир. 

Эта религия еще не осознана вполне, она даже не имеет незыблемо канонического Писания. И не должна иметь: у нее видимо-невидимо священных книг. Данте приравнивал совершенно справедливо к Евангелию «всё то, что вы сложили, когда вам дух воспламенял умы».

Для России, в частности, ее собственная литература легко может составить ядро нового религиозного воспитания.

Неизменным качеством русской литературы является ее знаменитая исповедальность (то есть в ней воспроизводится таинство покаяния), а также ее обвинительность, то есть она наследует еще и миссию ветхозаветных пророков по исправлению путей человеческих.

Артодоксия возвела себе к нашему дню тысячи храмов. Священные места паломничества для публичного отправления ее культа суть музеи; это библиотеки и пинакотеки, концертные залы, «храмы наук» университеты, академии и всевозможные культурные фонды, это, наконец, кинозалы, галереи современного искусства и театр.

Культурославие носит черты монотеистической религии: налицо поклонение единому всевышнему божеству (Логосу), и в то же время имеет признаки религии греко-римской: это европоцентризм и космополитичность, высокий порог веротерпимости и политеизм, — точнее, постоянное обновление богов, novensides, где каждый волен выбирать их себе по вкусу.

Место их обитания — домашняя библиотека, салонный столик с альбомами, стопка дисков и все те храмы, о которых было выше.

Эта религия вступает в силу в той мере, в какой общество признает в качестве своих духовных наставников — ученых, философов, режиссеров, художников, людей Книги.
Культурославие давно и регулярно проводит свои авторитетные «вселенские соборы» — Франкфуртская книжная ярмарка, фестиваль в Каннах, повсеместные музыкальные фестивали подобные Зальцбургскому, или Венецианская биеннале.

У этой мировой религии есть и свои алтари — памятники знаменитостям на площадях городов. Культ реликвий отправляется в их домах-музеях или основанных ими заведениях (университетах, академиях, консерваториях).

Источник