Тут ничего нету

Сюда выводятся комментарии

Сюда выводятся даилоговые окна

About company (eng)
Поиск Карта сайта Обратная связь Зарегистрироваться Войти

Пресса о нас

Память, полет и война. Три книги из шорт-листа литературной премии «Ясная Поляна»

Премия «Ясная Поляна», несмотря на славную пятнадцатилетнюю историю и внушительный размер наград (победитель в номинации «Современная русская проза» получает три миллиона рублей), никогда не была особенно престижной, теряясь в тени «большой тройки» — «Большой книги», «Национального Бестселлера» и «Русского Букера», а также относительно маленькой, но представительной премии «НОС (Новая Словесность)». В этом году ситуация вполне может измениться: «Русский Букер» приказал долго жить, «Нацбест» погряз в некрасивых скандалах — на этом фоне стабильная и спокойная «Ясная Поляна» привлекает внимание уже своей стабильностью и спокойствием.

В этом году «короткий список» премии получился совсем уж коротким — зато предельно, даже нарочито разнообразным. «Ясная Поляна» будто пытается показать свою версию главных книг года — и нам стоит обратить на них внимание.

bushkovskiy «Праздник лишних орлов»

Александр Бушковский, «Рипол-Классик», Москва, 2017

Третий номинант выбран будто бы по контрасту с остальными двумя. Две женщины — и мужчина; две толстых, на долгое вдумчивое чтение, книги — и короткий сборник, который можно прочитать за вечер, два романа — и сборник повестей да рассказов, в самом коротком — пара страниц.

Александр Бушковский (не путайте с Александром Бушковым, красноярским мастером второсортных детективов) пишет прозу, напоминающую фильмы, которые снимал на рубеже веков Алексей Балабанов. Герои рассказов — мужики, которые прошли войну, вернулись с нее — и не очень понимают, что дальше делать. Мир без войны для них аморфен, неясно, где свои, где чужие, армейская дисциплина сменяется необходимостью проживать жизнь самому. Эта необходимость героям рассказов (у них почти нет имен, одни клички — Горе, Снайпер, Пух, Мижган) дается непросто, и проводят они жизнь в основном в печальных разговорах. В самих рассказах почти ничего не происходит — только эти самые диалоги; а какое-никакое действие случается только в воспоминаниях о войне и изредка — о жизни до войны.

Книга Бушковского — на удивление крепко написанная проза, совершенно вневременная. Поменяй в ней некоторые реалии, и можно представить, что герои говорят не про Чечню, а про Афганистан, Русско-финскую войну, да хоть Крымскую. Эта точно уловленная вневременность, в которой обитают люди военной профессии, и удручает. По Бушковскому, с этого колеса обозрения сойти никак не получится, война будет сменять войну, а между ними будут оставаться узкие полосы неясного мира, в котором мужику делать нечего. Хотелось бы, конечно, чтобы он оказался неправ.

Источник


Автор: Егор Михайлов