Тут ничего нету

Сюда выводятся комментарии

Сюда выводятся даилоговые окна

About company (eng)
Поиск Карта сайта Обратная связь Зарегистрироваться Войти

Пресса о нас

Новые зарубежные книги: февраль

Февральский обзор новинок современной зарубежной прозы от Лизы Биргер. В сегодняшнем выпуске — женская проза, которая опередила свое время, австрийские экзистенциальные анекдоты и окопная правда.

1-1 Кейт Шопен. Пробуждение. М.: Рипол классик, 2018. Перевод с английского Е. Богдановой

Годом написания этого романа значится 1899-й — но на вид он гораздо младше своих лет. Из 2018-го сама возможность такого текста в пуританском XIX веке кажется удивительной. Не заглядывая в метрику, тут скорее можно было бы заподозрить модернизм с его потоком сознания, первые шаги феминизма, фрейдовскую сексуальность — в общем, отражение тектонических общественных сдвигов. Но нет, тут еще не было никаких сдвигов, только их предчувствие.

Была одна вдова разорившегося плантатора, которая, если верить легенде, начала писать по совету своего врача, чтобы избавиться от депрессии, а затем по мотивам записанного сваяла два романа и еще горку рассказов сверху. Современников шокировала ее прямота: Шопен говорила об эротике, войне, расе и обо всем прочем, о чем в приличном обществе все еще выражались эвфемизмами, как позабывшая приличия вдовствующая тетушка — без обиняков, просто и прямо. В одном из рассказов жена пытается скрыть влечение к лучшему другу мужа. В другом — муж изгоняет любимую жену с ребенком, когда в лице младенца проявляются негроидные черты, чтобы напоследок, возложив на костер детские вещички, обнаружить записку от своей матери и узнать, что черная кровь его.

При жизни Шопен, конечно, читателей возмущала, но лет через десять после смерти, на пороге двадцатых, ее уже считали классиком, а в 1960-е записали в провозвестницы феминизма. И прежде всего именно за «Пробуждение», роман, главная героиня которого последовательно пытается обрести свободу: от мужа, от общества, от сковывающих условностей пола.

Молодая южанка Эдна Понтелье влюбляется, порывает со светским обществом, съезжает от мужа и детей в отдельную квартиру, заводит интрижку ради секса и в каком-то из очередных шокирующих откровений признается, что не готова пожертвовать всем ради детей — я отдам за них жизнь, но не душу. Она рисует акварели, невысокую цену которым осознает сама, рыдает под ноктюрны Шопена и может проплакать всю ночь из-за упрека мужа. Пробуждение (черновое название романа — «Одинокая душа») тут имеется в виду отнюдь не только физическое: «пелена упала с ее глаз, и она теперь может постичь смысл и значение жизни, сотворенной из красоты и инстинктов». Всякий бунт Эдны заканчивается пробуждением от счастливого сна к бремени реальности, а глубина несоответствия между реальностью и сном становится прямой причиной душевной болезни. Передаем привет Зельде Фитцжеральд, такой же, кстати, южанке, судьба которой совсем скоро повторит наяву судьбу книжной Эдны. История Зельды закончится в клинике для душевнобольных, но и несчастную Эдну ждет финал не лучше. По-настоящему передовым романом «Пробуждение» делает именно это — возможно, он не впервые описывает женские желания, но он, несомненно, является одним из самых ранних и точных описаний депрессии, дошедших до нас.

Литературные истоки «Пробуждения» понятны: тут сплошные французы — немножко Флобера, очень много Мопассана. Он, может, не так бойко написан, но, когда Кейт Шопен не хватало литературного изящества, она компенсировала его усилием внутреннего наблюдения. Главное качество этого романа — точность в описании всех душевных движений, которую и в наше-то время нечасто встретишь. Шопен копает так глубоко, что ее прозрения и сегодня звучат абсолютно современно: необязательно быть домохозяйкой из Луизианы, чтобы испытывать щемящее недовольство собственной жизнью.

Источник


Автор: Лиза Биргер