08 февраля 2023

«Если ты хочешь быть писателем, то компромиссов быть не может». Интервью с Ирадой Берг

«Чтения со смыслом» – проект, объединяющий известных писателей, артистов, режиссеров театра и кино, а также многих начинающих авторов, только начинающих свой путь в искусстве. В рамках проекта происходят творческие встречи с известными артистами и писателями, дискуссии на актуальные темы, перфомансы и художественное чтение текстов, а по итогам года в рамках проекта издается прозаический сборник. Мы поговорили с Ирадой Берг, продюсером проекта, о новом сборнике и «Чтениях со смыслом» в целом.

Лабиринт Как родилась идея проекта «Чтения со смыслом»?

Ирада Берг Это было четыре года назад, я работала в Юсуповском дворце заместителем директора музея, у меня был большой кабинет — бывшая спальня Феликса Юсупова. И я очень любила свою работу. Но в какой-то момент я поняла, что хочу сосредоточиться на литературе. Так и появился проект «Чтения со смыслом». Мне всегда хотелось поддерживать молодых и начинающих авторов. Потому что я знаю, как сложно делать первые шаги, когда ты сам в себя не веришь, в тебя никто не верит… И вот участники нашего проекта получают не только денежную премию, но и возможность быть изданным, стоять на полке в книжном магазине.

Сейчас я могу сказать, что «Чтения со смыслом» — это целая творческая лаборатория, которая объединяет множество как начинающих, так и уже опытных людей. Например, мы делали первый спектакль со Стасей Венковой — это молодой режиссер, которая сейчас очень стремительно развивается, и как режиссер, и как актриса. Постановка с успехом шла в Александринском театре, и это было потрясающе.

Л Кто определяет победителей?

ИБ За четыре года у нас сложился круг людей, тонко чувствующих литературу. Очень талантливые люди. Мой большой друг, прекрасный писатель Андрей Аствацатуров, который еще и возглавляет кафедру свободных искусств в СПБГу. Михаил Елизаров и Герман Садулаев — тоже большие писатели. Сергей Макаренков — генеральный директор издательства «РИПОЛ классик», который тонко чувствует текст. И, конечно, моя ближайшая подруга, человек, в буквальном смысле подтолкнувший меня на эту стезю — актриса Мария Миронова. И вот мы читаем все без исключения заявки, которые подаются на конкурс. И я скажу, что между нами случаются очень непростые дискуссии, потому что участники присылают действительно талантливые работы. Например, в этом году мы выбрали победителя только за три дня до церемонии. Им стал Иван Бескровный с рассказом «Украденное пиано». И я думаю, что у Ивана Бескровного очень большое будущее, на самом деле.

Л А вы следите за дальнейшей судьбой участников и лауреатов конкурса?

ИБ Стараемся, конечно, связь не терять. Потому что ты же со временем немножко костенеешь, уходишь от трендов, а у наших конкурсантов есть свои реперные точки интересные, и это развитие очень интересно. Например, мы очень дружим с победительницей прошлого года Яной Титоренко. Она сейчас пишет роман, который, надеюсь, будет издан — и очень важно, что издательство уже знакомо с победителем и может взять его индивидуальное произведение. Еще мы с Яной планируем свой книжный клуб организовать, чтобы к нам молодые ребята приходили, чтобы были литературные разговоры и бурные обсуждения. И, кстати, именно Яна меня убедила, что третьи «Чтения со смыслом» делать обязательно нужно.

Л Ирада, вы не только продюсер конкурса «Чтения со смыслом», но и сама писатель. Вы не боитесь, что продюсер затмит писателя?

ИБ Не боюсь. Во-первых, я достаточно уверенно себя чувствую в ипостаси писателя — на мои творческие вечера в театре и филармонии приходят люди, которым близки мои тексты. Во-вторых, по опыту могу сказать, что творческое и продюсерское начала отлично сочетаются в одном человеке. В-третьих, как я уже говорила, этот проект очень помогает мне не замыкаться в себе, на своем творчестве, поддерживать связь с действительностью.

Л Как вы сами начали писать?

ИБ Собственно, сочинять и рассказывать истории я любила с детства. После школы я закончила филологический факультет — это образование дало мне ключевое понимание, как функционирует текст, хоть моя специализация была в германистике. Как я уже говорила, четыре года назад я приняла решение связать свою жизнь с литературной деятельностью и писательством. И во многом меня к этому подтолкнула актриса Мария Миронова, с которой мы познакомились в тот момент. Именно она, прочитав несколько моих рассказов, которые я писала «в стол», где-то  во время обеденных перерывов или уже по вечерам после работы, сказала, фразу, ставшую для меня ключевой: «если ты хочешь стать писателем, то компромиссов быть не может — ты должна писать». И этот импульс все расставил по своим местам, я честно призналась, что «да, хочу быть писателем», нашла «своего» издателя и выпустила первый сборник.

Л А где вы черпаете вдохновение?

ИБ По-разному. Это и круг ближайших друзей, разговоры, которые обогащают. Я очень люблю природу и бег — для меня это стало формой медитации. И, конечно, классическая музыка, которая всегда звучит в моем доме.

Л У вас совсем скоро выходит новый сборник рассказов. О чем он?

ИБ Обо всем важном для меня. Все то, о чем я рефлексировала последние два года. Например, есть эссе о дружбе, потому что на мой взгляд, великое благо, если у тебя есть хотя бы один друг. Или тема служения, которую я тоже недавно для себя открыла. Еще лет пять назад я смеялась даже над словом «служение», он мне резало слух, не нравилось, а сейчас для меня в этом скрыт глубокий смысл, который я раскрыла в рассказе «Петрикор». Еще там есть «Джаз point», про мистерию, которую мы видим на сцене, когда артист, мастер своего дела, выходит, отринув все бытовое, и сливается со своим творчеством, своей музыкой. А есть пьеса «Изоляция» — это моя боль, про принятие своего возраста. Там есть аллюзия к Тристану и Изольде, что было бы с ними через 30 лет. Ее как раз будет ставить Марина Брусника в «Современнике».

Л Что вы можете посоветовать молодым авторам?

ИБ Во-первых, не сравнивать себя с великими мастерами, проверенными временем. Учиться — да, но не сравнивать. Во-вторых, развивать свой талант и свои способности. Не надо бояться читать Полака и его рекомендаций, как писать, не надо бояться читать талантливых людей. В-третьих, не обесценивать себя. И, наконец, с благодарностью принимать конструктивную критику и не реагировать на критику злобную. Она убивает всякое желание творить. Потому что создавать — очень сложно, это дар, это смелость.

Источник