14 февраля 2023

Невыдуманная история «Бронепароходов»: реальные персонажи реальной истории

В издательстве Рипол вышел исторический роман Алексея Иванова «Бронепароходы». События книги разворачиваются в лихие годы Гражданской войны. Сражения идут не только на земле, но и на воде. По рекам Волга и Кама курсируют пароходы, которые теперь перевозят солдат и боеприпасы. За историями пароходов стоят судьбы людей, которые идут в бой, погибают или побеждают. В книге можно встретить революционера Троцкого и генерала Колчака. Но многие другие персонажи отразили судьбу реальных исторических фигур, чья жизнь была не менее яркой, чем книжная история.

Георгий Карлович Старк (1878−1950)

При первом знакомстве персонаж Старка похож на чопорного офицера, для которого статус и чины важнее всего. После принятия в командование речного флота Комитета членов Учредительного Собрания (КОМУЧа) Старк отказывается подбадривать бывшего командира и организатора флота. Но первое впечатление обманчиво. Его цель — служение отечеству, а слава. Этим книжный Старк похож на настоящего.

Георгий Карлович Старк — представитель древнего шотландского рода. Во время Первой Мировой Войны он командовал дивизионом миноносцев на Балтийском флоте. Командир хорошо себя зарекомендовал, его ждала блистательная карьера.

Но началась революция. Старк не мог спокойно смотреть, как матросы расстреливают морских офицеров. Во флоте КОМУЧа, куда он сразу же вступил, Старк увидел возможность противостоять революционному разгулу. Книга точно передает службу Георгия Карловича командиром Белой эскадры на Каме. Старк избегал сражений. Его задачами были поддержка наземных войск и эвакуация гражданских. Именно спасение людей, а не война, прославит Георгия Старка на страницах истории.

После краха Белого движения в октябре 1922 года Старк возглавил эвакуацию выживших офицеров и гражданских из Владивостока. На ржавых судах 10 тысыч беженцев пытались найти убежище в Китае и Корее, где их никто не принимал.

Но контр-адмирал довёл свою эскадру до Филиппин. Оттуда белоэмигрантская диаспора разойдется по всему миру, а Георгий Карлович Старк останется на страницах истории как флотский офицер, который дважды спасал свой народ.

Федор Федорович (Ильин) Раскольников (1892−1939)

 Другую сторону морского братства представляет Федор Федорович Раскольников — командир Красной флотилии на Волге и Каме. Он полный антипод Старка. Сын генеральской дочки и священнослужителя Федор Федорович Раскольников (тогда ещё Ильин) с детства находился под общественным давлением. Он был внебрачным ребенком, а в дореволюционной России это было серьезным пятном на репутации всей семьи.

Мальчик рос в приюте, и главными его друзьями были книги. Огромное влияние на него оказал Достоевский. Когда спустя много лет в 1910 году Ильин вступил в партию большевиков и начал публиковаться марксистских газетах, то взял псевдоним Раскольников в честь главного героя «Преступления и наказания».

В июле 1917 года Георгий Раскольников за свои убеждения попадает в тюрьму. Но в октябре случается большевистский переворот, в котором он сыграл не последнюю роль. 8 ноября по новому стилю возглавляемые мичманом Раскольниковым матросы Балтфлота отразили наступление Краснова на Петроград.

Именно Раскольников 18 ноября 1918 года спровоцировал разгон Учредительного собрания. Он сообщил, что большевики уходят, и тогда слово взял матрос Железняк, произнеся знаменитое «караул устал». На страницах романа отношения у Раскольникова с красными моряками были натянутыми, и это соответствует действительности. К середине 1918 года они устали от его заносчивости. Как говорили современники, Раскольников считал матросов людьми второго сорта. Моряки голодали, а командующий не гнушался держать прислугу и баловаться деликатесами.

Это не помешает Федору Федоровичу сделать дипломатическую карьеру. Он будет полномочным представителем в Афганистане, Дании и Болгарии. В конце 30-ых годов XX века Раскольникову припомнили его плотные контакты с Троцким. Боясь расстрела, он решил не возвращаться в Советский Союз и стал одним из самых высокопоставленных советских «невозвращенцев».

Раскольников осел во Франции, где писал «Открытое Письмо Сталину» об ужасах, происходящих в СССР. Но опубликовать свой труд не успел. В августе 1939 года Раскольников попадает в психиатрическую лечебницу, где через несколько недель выпрыгнет из окна. Бывший революционер не смог пережить новость о том, что СССР и Третий Рейх заключили пакт о ненападении. Начинался новый этап истории.

 Лариса Михайловна Рейснер (1895−1926)

Но вернемся к семье Раскольникова и его красавице-жене. На протяжении почти всей книги ее называют Ляля. Она воспринимает революцию как игру, возможность показать силу и власть. Девушка беззастенчиво пользуется своей красотой для достижения целей.

Образ Ляли может не только очаровывать, но и пугать. Из-за желания быть с ней герои творят страшные вещи, а сама она лишь «наполняется революционным духом». Расстрел дезертиров она сравнивает с произведением искусства или «божьим чудом».

Настоящая Лариса Рейснер родилась в богатой семье дворян-марксистов. С самого детства она жила в противоречивой атмосфере разговоров о борьбе за народное благо среди роскошных интерьеров. До Октябрьской революции Ларису привлекали книги и светские рауты. Ляля пыталась стать писательницей, но ее драму «Атлантида» не восприняли всерьез. Она влюбляется в поэта Николая Гумилева, который был едва ли не единственным мужчиной, который не поддался чарам Ляли.

Все изменит революция. Рейснер активно участвует в работе комиссий и советов. Она старалась сохранить сокровища Эрмитажа от разграблений, что не помешало ей взять «комиссию» в виде пары вещиц для личных нужд. Любовь к богатой жизни и свела Ларису с Федором Раскольниковым — другим ценителем прекрасного.

В 1918 году Рейснер вернулась в Петроград. «Валькирии Революции» поручали и важные партийные задания. Например, переманить на сторону красных поэта Александра Блока. Но покорить его Ларисе не удалось. С поэзией у Ляли не складывалось.

Отношения с мужем у Рейснер всегда были свободными. В число ее любовников записывали и военкома Маркина, и даже самого Льва Троцкого. Но первым среди равных станет публицист Карл Радек. То ли он наконец научил ее писать, то ли вовсе строчил за нее, но после революции выйдут два сборника её очерков.

В январе 1926 года Ляля буквально за несколько недель угасает от брюшного тифа. За 31 год жизни ей так и не удалось исполнить всех своих мечтаний. Книги Ларисы Рейснер знают лишь литературоведы, образ «Валькирии Революции» не стал вдохновением для сотен тысяч девушек по всему Союзу.

Но все-таки Ляля оставила свой след. Образ Ресйнер потерял личность, но остался жить на страницах произведений ее знакомых и друзей. Осип Мандельштам был под впечатлением от яркой девушки, а Борис Пастернак назвал героиню «Доктора Живаго» Ларисой тоже не просто так. Но больше всего Ляля обязана памятью о ней Всеволоду Вишневскому.

 Всеволод Витальевич Вишневский (1900−1951)

Вольку Вишневского в книге невнимательный читатель может даже не заметить, ведь он простой член команды одного из пароходов. Но за скромным образом рядового красноармейца скрывается будущий писатель и драматург Всеволод Вишневский.

Всеволод родился в семье дворян. Как только началась война, он сбежал на фронт, чтобы «воевать за Россию». В сражениях Первой Мировой войны юноша показал себя настоящим героем, а во время революции перешел на сторону красных.

Революционные годы Всеволода были яркими. В 17 лет он берет Зимний дворец, через год на пароходе «Ваня-коммунист» под командованием военкома Маркина дает неравный бой белой эскадре Старка. Вишневский даже успел послужить в легендарной Первой Конной Армии Ворошилова и Буденного. К 20 годам Всеволод Вишневский прожил столько всего, что хватило бы на сотни книг. Возможно, именно поэтому он связал свою жизнь с театром и литературой.

На своем творческом пути Всеволод Вишневский написал несколько выдающихся произведений, киносценариев и театральных постановок. Но его magnum opus стала пьеса «Оптимистическая Трагедия».

История про женщину-комиссара на корабле была отчасти автобиографична. В образе строгой безымянной девушки легко угадать Ларису Рейснер. Вишневский и после пишет не об абстрактных событиях, а о том, что лично наблюдал. Его роман «Мы, русский народ» о событиях Первой Мировой хотел экранизовать сам Эйзенштейн.

В годы Великой Отечественной войны Всеволод Вишневский стал одним из тех писателей, которые вдохновляли защитников страны на борьбу. Подвигу ленинградцев он посвятил пьесу «У стен Ленинграда».

Благодаря своему таланту и гигантскому жизненному опыту Всеволод Вишневский вошел в пантеон российской и советской классики. Но всего этого могло и не быть, если бы молодой парень Волька не оказался в круговороте трагедий и потерь Гражданской войны.

Источник